Поискать в Интернет
Научно-исследовательским центром «Геодинамика» МИИГАиК проведены работы по подготовке аэронавигационных данных в соответствии со стандартами и рекомендованной практикой ИКАО для аэропортов «Шереметьево» (Москва), «Пулково» (Санкт-Петербург), «Казань», «Курумоч» (Самара), «Пашковский» (Краснодар), «Ростов-на-Дону» и ряда других. Полученные данные прошли процедуры согласования в Минобороны РФ и Минэкономразвития РФ (Росреестр) и могут быть использованы для опубликования в открытых аэронавигационных документах.
Россия как страна, входящая
в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и, безусловно, вносящая
свой вклад в обеспечение безопасности полётов воздушных судов, в соответствии с
международными обязательствами должна предоставлять внутренним и внешним
пользователям необходимый объём аэронавигационной информации, отвечающей
стандартам и рекомендованной практике ИКАО. В основе этой аэронавигационной
информации — геодезические и картографические данные, в том числе имеющие
ограничения по использованию. Не удивительно, что в печатных изданиях и
Интернете на специализированных авиационных сайтах развернулась довольно бурная
дискуссия относительно «избыточной секретности» национальной геодезической и
картографической информации и неразрешимости проблемы с её опубликованием в
открытых аэронавигационных документах. Работы, проведённые НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК
в крупнейших аэропортах страны, снимают эту проблему.
При подготовке геоданных
для аэронавигации геодезистам приходится работать на аэродромах и приаэродромных
территориях на площадях в радиусе 45 км (по международным стандартам) или 50
(по национальным стандартам). Для столь масштабных территорий не исключена
ситуация «попадания» в них геоданных, опубликование которых способно сказаться
на нарушении национальной безопасности; в том числе это могут быть данные,
касающиеся закрытых территорий или точечных и площадных объектов, полёты над
которыми запрещены или координаты которых не должны быть опубликованы в открытой
печати. Поэтому вопрос открытости геоданных, до момента их представления в виде
аэронавигационной информации, не должен противоречить национальным документам
по ограничению геоинформации и стандартным процедурам по её подготовке к опубликованию.
Однако, как показывает
опыт, серьёзной и, тем более, неразрешимой проблемы здесь нет. К подготовке
геодезической и картографической информации для такой высокотехнологичной
отрасли, как авиация, привлекаются геодезические организации, имеющие лицензии
Росреестра и ФСБ России «…на осуществление работ, связанных с использованием
сведений, составляющих государственную тайну» и, соответственно,
профессиональные службы, оперирующие с закрытой информацией. Что касается порядка
работ, то он основывается на действующем законодательстве. Так, в статьях 13-15
Закона Российской Федерации № 5485-1 от 21.07.1993 «О государственной
тайне» (в ред. от 18.07.2009 № 80-ФЗ) прописаны процедуры рассекречивания
носителей сведений, подготовленных ранее и составляющих на момент их создания
гостайну. Для геоинформации, которая создаётся сегодня или будет создана
впоследствии для использования в аэронавигационных сборниках, необходимо
выполнить процедуры согласования степени ограничения геодезических и
картографических данных с Минобороны РФ и Росреестром, что полностью отвечает
Указу Президента РФ № 90 от 11.02.2006 «О перечне сведений, отнесённых к
государственной тайне» и другим национальным документам.
«К настоящему времени работы
по подготовке аэронавигационных данных в соответствии со стандартами и рекомендованной
практикой ИКАО проведены нами в 12 аэропортах России, — прокомментировал ситуацию
с практическим разрешением проблемы по опубликованию геоинформации в
открытых аэронавигационных документах директор НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК Виктор
Лобазов. — Ожидается, что до конца текущего года подобные проекты будут реализованы
во всех международных и федеральных аэропортах страны, что качественным образом
скажется на их привлекательности для отечественных и зарубежных перевозчиков и,
конечно же, повышении уровня безопасности полётов воздушных судов».
Источник: http://www.geodinamika.ru/press/press-r/808.html
***
Научно-исследовательский центр «Геодинамика» Московского государственного университета геодезии и картографии (НИЦ «Геодинамика» МИИГАиК) создан в 1992 году. Сегодня это одно из ведущих геодезических предприятий России, специализирующееся на выполнении высокоточных работ в области построения государственных геодезических сетей, инженерной геодезии и геодезического обеспечения авиации.