Поискать в Интернет
Участники Круглого стола «Рынок новостроек Московской области: векторы развития» обсудили, есть ли в сложных конкурентных условиях будущее у проектов за МКАД.
Файл с текстом пресс-релиза вы можете загрузить здесь:
Download
(2164K)
Подмосковные проекты утратили
свое главное преимущество – низкий бюджет покупки. Впервые с 2008 года на
первичном рынке жилье в области сравнялось по цене с Москвой - в пределах МКАД можно
купить квартиру за 3 млн рублей. В результате, каждый девелопер в области сегодня
вынужден адаптироваться к новым «правилам игры». Участники Круглого стола
«Рынок новостроек Московской области: векторы развития» обсудили, есть ли в
таких конкурентных условиях будущее у проектов за МКАД.
Круглый стол начался с анализа
ситуации на первичном рынке Подмосковья.
Директор департамента консалтинга и управления проектами «Метриум Групп» Анна Соколова рассказала об
основных тенденциях. По данным «Метриум
Групп», в реализации в Подмосковье сегодня представлено порядка 3,8 млн
кв.м в 440 проектах. По сравнению с 2014 годом, рынок показал небольшую
положительную динамику: прирост предложения составил всего 1%. Одновременно за
этот период объем спроса снизился на 14%, что связано с развитием кризисных
тенденций в стране и общим падением спроса.
Средняя стоимость квадратного метра
в ближнем поясе Подмосковья составляет 92 тыс. руб. За год произошёл даже рост
на 2,9%, что означает - «замкадные» жилые комплексы по-прежнему остаются «в
игре» и еще в полной мере не ощутили на себе последствия кризиса.
«Подмосковные проекты сегодня
находятся в сложной ситуации, - рассказала Анна
Соколова. – Если еще год назад девелоперы конкурировали преимущественно
локально – с близлежащими объектами, то сегодня им приходится «бороться» за
покупателя и с московскими жилыми комплексами. В результате большинство игроков
рынка пошли по пути наименьшего сопротивления и выводят новые проекты уже с
дисконтом к рынку – на 10-15%. В строящихся объектах дисконты еще больше – до
15-20%. Вероятно, эта тенденция сохранится на протяжении всего 2016 года.
Однако политика демпинга постепенно утрачивает свою эффективность. Девелоперы
понимают, что сегодня необходимо искать новые способы выживания».
Вопреки пессимистическим
прогнозам многих экспертов о дальнейшей судьбе рынка подмосковной недвижимости
на текущий год, настроения игроков стали более оптимистичными, как только продлили
до конца 2016 года программу господдержки рынка ипотеки. Хуже, чем в прошлом
году, точно не будет – уверены эксперты. Тем не менее, во многом итоги года
будут зависеть от того, смогут ли подмосковные девелоперы выиграть конкурентную
борьбу у московских проектов.
Сегодня на первичном рынке столицы
в продаже появляются жилые комплексы с начальной ценой в 85 тыс. рублей за
квадратный метр, что, эксперты назвали уникальной ситуацией. При этом, многие
уверены, что застройщики не смогут долгое время вести подобную демпинговую
политику из-за минимальной доходности на грани рентабельности. Однако, это не
так, считает Игорь Козельцев, директор
проекта «Новый Зеленоград» компании IKON Development: «Размер прямых затрат
(коробка и внутренняя инженерия) на возведение жилого дома комфорт-класса как в
пределах МКАД, так и за его границами абсолютно сопоставим по причине единой
стоимости на строительные материалы и оборудование. Дополнительная стоимость
для проектов в Москве вытекает исключительно из
затрат переменного характера - на землю (более высокая арендная плата
или налог), подключение к
централизованным инженерным коммуникациям, а также возведение социальной
инфраструктуры, для которой московский показатель обеспеченности гораздо выше
подмосковного. При этом, если речь идет о комплексном освоении территории в «чистом
поле», то подключение такого проекта к инженерным коммуникациям, по практике
расположенным в периметре ближайшего крупного населенного пункта, обойдется
даже дороже, чем в старых границах города, где действующих точек подключения
существенно больше в необходимом радиусе. Таким образом, рыночная стоимость
проектов в области и столице может быть сопоставима. Но при прочих равных
большей востребованностью у покупателей будут пользоваться, конечно, столичные
проекты – прежде всего, из-за наличия в них московской регистрации. Текущая
политика московских девелоперов в принципе ожидаема – не секрет, что всегда
рынок жилья Московской области был существенно шире московского по причине
большего спроса населения, формируемого именно доступной ценой. Сейчас в
сложные времена, в ситуации общего снижения покупательской способности
населения и, как результат, спроса на жилье, московские девелоперы вынуждены прибегать
к демпингу некогда московского уровня цен для привлечения дополнительного
спроса из области. Для подмосковных девелоперов сегодня это действительно один
из самых критичных вопросов: как при сопоставимой цене конкурировать с застройщиками
Москвы?».
Как отметили эксперты, за
последний год изменились и ожидания покупателей. В рамках того же бюджета, что
и год назад, клиенты хотят получить продукт лучшего качества. Теперь даже за
минимальную стоимость в 1,5 млн рублей покупатели не согласны приобрести просто
«бетонную коробку». Это должен быть проект с собственной инфраструктурой,
хорошей транспортной доступностью и желательно с отделкой.
Парадокс заключается в том, что
вместо улучшения качества продукта для большей ликвидности проекта, во многих
новых объектах при разработке квартирографии девелоперы закладывают жилье
«экстремально» минимальной площади – порядка 18-20 кв.м, сохраняя тем самым
маржинальность. Ведь в данном случае действует единая для всего рынка
недвижимости формула: чем меньше площадь, тем выше стоимость квадратного метра.
С помощью квартир-студий девелопер может устанавливать максимальную цену «за
квадрат», пусть и в ущерб комфорту будущих жителей. На рынке есть примеры
проектов, где доля студий доходит до 40%. По мнению Анны Соколовой, подобные объекты нежизнеспособны, поскольку такого
объема спроса на небольшие студии попросту нет: «В первые несколько месяцев
продаж квартиры с минимальной площадью и, соответственно, бюджетом покупки,
действительно, будут пользоваться спросом. Однако вместе с увеличением стадии строительной
готовности и приближением сроков сдачи дома, среди покупателей чаще встречаются
семьи с детьми, выбирающие большие квартиры. Поэтому нераспроданные к тому
моменту студии фактически окажутся невостребованными. Да и не каждый согласится
приобретать жилье в «гетто», где на каждом этаже будет с десяток квартир.
«У данного тренда есть два
направления, - высказался Игорь
Козельцев. - С одной стороны, на фоне текущего существенного падения
покупательской способности и высокой доли риска недостроя, рынок сейчас,
безусловно, диктует спрос на минимизацию стоимости сделки/ первоначального
взноса по ипотеке, что также снижает риски дольщика. Но с другой стороны, это
общий европейский тренд рынка – покупатель стал более продуманно/ детально
выбирать квартиру со всех точек зрения, и сейчас он с лёгкостью может
идентифицировать так называемые «лишние метры» в своей будущей квартире, за
которые он вынужден заплатить, но которыми не будет пользоваться. Одной из
составляющих данного тренда постепенно становятся открытые планировки кухонь,
так называемые кухни-гостиные, которые мы реализуем в проекте «Новый
Зеленоград» и которые пользуются значительно большим спросом у покупателей,
нежели классические планировки».
Эксперт также отметил, что игра застройщика
в мелкую нарезку квартир должна нести не только экономический подтекст
минимизации стоимости сделки. Такая игра - по сути «мина замедленного
действия», которая рано или поздно, наверняка, приведет к краху застройщика:
«Конечно, девелопер может запроектировать максимальное число студий, но это станет
причиной недовольства жителей в связи с элементарным перенаселением жилого
комплекса, - добавил Игорь Козельцев.
- Вполне возможно, что к тому времени застройщик попросту «уйдет» с проекта. В
итоге все проблемы придется решать уже управляющей компании. Это очень
недальновидная политика, которая фактически «ставит крест» на репутации
девелопера и его дальнейших проектах. На мой взгляд, несмотря на кризис, необходимо
не просто гнаться за прибылью, но и по-прежнему думать о комфортности
проживания покупателей. Для этого нужно в первую очередь наладить диалог с
потенциальными клиентами. «На плаву» останутся те, кто готов гибко реагировать
и подстраиваться под новые потребности целевой аудитории. Несмотря на наличие
утвержденной проектной документации, мы меняем проект в лучшую сторону прямо по
ходу строительства. Например, если клиент приходит к нам и просит перенести не
несущую стену, мы это делаем. Необходимо работать на перспективу. Ведь
довольный клиент – лучшая реклама. Не исключено, что он приведет и других
знакомых, будучи уверенным в том, что рекомендует надежного и лояльного
застройщика».
Участники конференции отметили,
что для повышения спроса в подмосковных проектах, прежде всего, стоит расширять
инструменты покупки квартиры. Сегодня на рынке недвижимости присутствует
отложенный спрос со стороны владельцев вторичных квартир. В офисы продаж часто
поступают запросы от собственников вторичного жилья, которые попросту не могут
продать свое жилье, чтобы приобрести на вырученные средства новостройку. В
качестве решения проблемы девелоперы предлагают специальные условия, в
частности, длительное бронирование на 2-3 месяца, тем самым «закрепляя» за
собой клиента. От этого выигрывают обе стороны: покупатель фиксирует стоимость,
а девелопер может более объективно делать прогнозы финансовых поступлений. Так
поступают, например, в ЖК «Новый Зеленоград».
Также эксперты затронули еще одну
немаловажную тему, а именно – увеличение роли государства в девелоперской
отрасли, в частности - перспективы создания собственных строительных структур.
Мнения специалистов разделились. Анна
Соколова посчитала, что государственные девелоперы не составят конкуренцию частным
застройщикам, поскольку не смогут уделять разработке концепции проекта столь же
пристальное внимание и дополнительные ресурсы, поэтому, скорее всего, будут
строить «стандартные проекты», которые при столь большом выборе менее интересны
клиентам. Кроме того, по мнению эксперта, государственные застройщики, вероятно, будут заниматься
реализацией проектов в рамках госпрограмм по улучшению жилищных условий, а
значит, не станут прямыми конкурентами коммерческим структурам.
Игорь Козельцев придерживается другого мнения. Он предположил, что государственные девелоперы будут
получать определенные преференции, к примеру, а) льготные тарифы на подключение
к централизованным инженерным коммуникациям, б) льготные ставки аренды / налога
на землю и прочие преференции, что позволит снизить себестоимость и установить
для покупателей максимально низкую цену. А это в свою очередь приведет к еще
большей конкуренции среди частных девелоперов.
Отдельно эксперты отметили постоянно
меняющиеся «правила игры» на законодательном уровне, в частности – ужесточение 214-ФЗ.
В частности, речь шла об увеличении собственного капитала для застройщиков. По
мнению Анны Соколовой, такая
инициатива властей в первую очередь направлена на укрупнение бизнеса. Для
основных игроков рынка подобная мера не станет препятствием для продолжения
деятельности, но небольшие компании в отсутствии возможности свободно
распоряжаться средствами, могут не справиться с обязательствами, что приведет к
появлению обманутых дольщиков.
«Жизнь» подмосковных девелоперов
в 2016 году станет только сложнее, - подвела итоги Круглого стола Анна Соколова. – Этот кризис не похож
на те, которые рынок недвижимости пережил в 1998 г. и 2008-2009 гг. К
сожалению, многие застройщики этого не понимают
и пытаются «жить» в новой реальности по старым законам. В частности,
большинство девелоперов выбрали самый простой и при этом малоэффективный путь борьбы
за клиента - демпинг. Однако придерживаться такой тактики долгое время
невозможно. К сожалению, когда девелоперы поймут то, что дальше снижать
стоимость уже нет возможности, у них попросту может не оказаться финансовых
ресурсов для дальнейших «маневров» по выходу из кризиса. А это неминуемо ведет
к краху. Поэтому, пока не поздно, нужно разрабатывать другие пути «выживания».
Прежде всего - это гибкий подход к каждому клиенту, который включает, с одной
стороны, предоставление самых разных инструментов покупки, с другой стороны,
постоянную доработку проекта с учетом меняющихся предпочтений покупателей.
Только тогда у проектов за МКАД есть будущее».
***