Поискать в Интернет
Пессимизм россиян в отношении перспектив открытия собственного бизнеса ниже чем у москвичейОб этом заявила на пресс-конференции, состоявшейся 5 июля, Руководитель рабочей группы по вопросам кредитования малого бизнеса Ассоциации региональных банков России, Заместитель председателя правления «Российского банка развития», Светлана Сагайдак.
В ходе проведения пресс-конференции Светлана Сагайдак представила результаты второй части исследования «Факторы, препятствующие развитию малого бизнеса в РФ», опирающегося на данные опроса репрезентативной выборки россиян, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения «ВЦИОМ».
Основная цель исследования состояла в определении ключевых факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства в российских регионах. Первый этап исследования Рабочей группы по вопросам кредитования малого бизнеса Ассоциации региональных банков «Россия» охватил столицу. Изучение общественного мнения и в Москве, и в регионах позволяет комплексно определить основные тенденции развития малого бизнеса.
Исследования определили, что сегмент малого предпринимательства пока не играет значимой роли в экономике РФ. Только 3% (5,5% здесь, и далее в скобках приводятся данные по Москве) взрослого населения Россиян (18 лет и старше) принимают активное участие в развитии малого бизнеса, из которых 2% (1,5%) являются индивидуальными предпринимателями, а 1% (4%) - учредителями малых предприятий.
Низкий уровень вовлеченности населения в малое предпринимательство, во многом, объясняется наличием организационно-экономических барьеров для вхождения в среду малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Важнейшим из них является экономический барьер. Так, 52% (63,5%) россиян назвали «отсутствие или недостаток необходимых финансовых ресурсов на создание и развитие собственного малого бизнеса» важнейшей причиной неучастия в малом предпринимательстве.
Трудности в преодолении экономического барьера вхождения в сектор малого предпринимательства связаны с тем, что две трети россиян - 66% (92%) видит главным ресурсом для создания и развития бизнеса собственные сбережения и средства друзей и родственников. В условиях низкого уровня накопительного поведения россиян и недостаточного уровня дохода (по сравнению с необходимыми инвестициями) данный источник финансирования остается незаполненным, и не способствует развитию малого предпринимательства.
В то же время только 42% (52,5%) опрошенных при открытии собственного дела могут воспользоваться банковским кредитованием. Причины непопулярности, по сравнению с зарубежным опытом и практикой кредитования крупных предприятий, cвязаны с организационными вопросами предоставления кредитов и низким уровнем предложения банков в данном сегменте. В качестве основных причин, препятствующих использованию банковских кредитов в малом предпринимательстве, большинство россиян называют «наличие скрытых платежей за пользование кредитом» - 40% (54%), «короткие сроки погашения банковских кредитов» - 34% (38,2%), «необходимость предоставления имущества в залог» - 28% (34,8%) и «сложно найти банк, предлагающий кредиты для малого бизнеса» - 23% (30%).
При этом большинство жителей России и экспертов в области банковского кредитования малого бизнеса, видят основные направления разрешения сложившейся ситуации в «увеличении сроков кредитования малого бизнеса» - 41% (28,8%), «более активном развитии системы беззалоговых кредитов или кредитов с поручительством» - 41% (43%), использовании единых стандартов банковского кредитования малого бизнеса - 28% (38,8%), и проведении информационно-разъяснительных мероприятий по кредитованию малого бизнеса - 20% (26,3%).
Таким образом, можно отметить общий низкий уровень вовлеченности россиян в малый бизнес. При этом исследования показали, что у москвичей (92%) по сравнению с жителями регионов (66%) превалирует более скептическое отношение к перспективам открытия своего дела. Это происходит даже несмотря на то, что банковские кредиты для них доступнее чем для жителей регионов. Выход из сложившейся ситуации в целом обе опрошенные аудитории видят примерно одинаково. Незначительное отличие в том, что жители регионов в первую очередь надеются на увеличение сроков кредитных договоров, а жители столицы уповают на развитие системы беззалоговых кредитов и использование единых стандартов банковского кредитования малого бизнеса.
Вторая часть исследования подтвердила нереализованность потенциала малого бизнеса для российской экономики. Одной из основных причин этого являются трудности в получении кредита на развитие бизнеса. Вместе с тем значительное число россиян выразило уверенность в том, что реализация мер по повышению доступности кредитов изменит ситуацию к лучшему.
«Результаты исследования в полной мере продемонстрировали необходимость решения вопроса повышения доступности кредитов на развитие малого бизнеса. Для профессионалов актуальность данного вопроса была очевидна. Именно поэтому в мае Ассоциация региональных банков России создала рабочую группу, которая помимо проведения исследований, займется подготовкой предложений по развитию микрофинансовых институтов; координацией усилий членов рабочей группы по реализации федеральных программ, затрагивающих малый бизнес и изучением и освещением проблем кредитования проектов малого бизнеса на этапе «start up», - сказала Светлана Сагайдак.
Запрос на получение исследования можно направить по адресу: info@amscom.ru
***
Агентство массовых страховых коммуникаций "АМСКОМ" решает задачи по формированию и осуществлению коммуникационных стратегий клиентов - страховщиков и компаний финансовой сферы.