Поискать в Интернет
Педагог-психолог, руководитель Центра психологической поддержки и психокоррекции в Санкт-Петербурге Анна Рязанова рассказала, как правильно взаимодействовать с ребёнком, имеющим расстройство аутистического спектра (РАС).
Педагог-психолог, руководитель Центра психологической поддержки и психокоррекции в Санкт-Петербурге Анна Рязанова рассказала, как правильно взаимодействовать с ребёнком, имеющим расстройство аутистического спектра (РАС).
По оценкам ВОЗ, один ребёнок из ста в мире страдает расстройством аутистического спектра (РАС). Но при этом, надо признать, каждый ребёнок с РАС аутичен по-своему. У каждого присутствует уникальный набор различных симптомов. Они и определяют сложности как в уходе за ними, так и в общении с близкими, даже родителями, так и с чужими людьми.
Основные факторы, которые необходимо учесть во взаимодействии с такими детьми, следующие:
- Скорее всего они не будут смотреть в глаза. Прямой зрительный контакт даётся им очень тяжело.
- При общении будет возникать впечатление, что ребёнок не слышит вас вообще.
- Большинство таких детей либо мало говорит, либо у них отсутствует речь. Это обусловлено задержкой речевого развития.
- У кого-то сохранён интеллект, у кого-то нет, у кого-то присутствует задержка умственного и/или психического развития.
- Часто наблюдаются индивидуальные особенности в питании и сверхчувствительная система пищеварения.
Что с такими детьми делать нельзя:
- Говорить в их присутствии об их диагнозе, особенностях, так, как будто их нет в комнате. Эти дети наделены гиперчувствительной психикой. Если такой ребёнок не откликается на ваши слова, это не значит, что он не слышит. Если он не смотрит в глаза, это не значит, что он не видит. Ни в коем случае нельзя давать оценки: он странный, посмотри, он не смотрит мне в глаза, когда такой ребёнок или взрослый находится рядом. Подобные высказывания откладываются в копилку их знаний о себе и тормозят движение в направлении реабилитации.
- Нельзя давить на них и требовать: "посмотри мне в глаза", "услышь меня в конце концов" и подобное.
Внутренняя работа
Аутичный собеседник на самом деле всегда реагирует на внутренний искренний импульс к общению. Нет смысла громко кричать, громко разговаривать, чтобы вас лучше услышали. Эти дети реагируют на внутреннее переключение чувств. Например, когда начинаете испытывать искреннюю нежность и сострадание к аутичному ребёнку, он через две встречи с вами начинает вдруг ближе подходить, обнимать, как-то по-своему отвечать на приветствие.
Благодаря богатому опыту общения со взрослыми и детьми с РАС, есть основания утверждать, что они отвечают не на громкие заявления и не на показные чувства, а на глубокие внутренние переживания.
Часто не помогает даже искренняя заинтересованность тем, чем они заняты. Потому что то, что они делают, часто хотят делать в одиночестве. Но при этом, если предложить им несколько неэмоциональных игр, где присутствуют поглаживания по руке, очень тонкие, аккуратные взаимодействия, ребёнок начинает отвечать, потому что понимает, что вы не хотите ему понравиться, а что вы его чувствуете, чувствуете внутренне его готовность коснуться вас рукой. Такие игры выводят ребёнка на внешний контакт с миром.
С детьми с расстройством аутистического спектра большая часть работы и коммуникации будет происходить внутри. И меньшая часть работы будет заметна внешне. Это глубокий внутренний труд. Если хотите общаться с аутистом, думайте как аутист, действуйте как он. Нужно понять таких детей. Но это невозможно, пока вы не научитесь их чувствовать. Каждый аутичный ребёнок – бездна своих собственных реакций, граней мировосприятия.
И здесь нужна глубокая работа родителей, либо других родственников, специалистов, психологов, воспитателей, других людей, взаимодействующих с этим человеком, чтобы его глубинно понять, глубинно ощутить. Они с большой благодарностью на это отвечают. И бывает так, что в большом развивающем центре ребёнок будет всех не замечать, а с одним человеком, даже не глядя ему в глаза, обниматься, целовать и даже позволять долго держать себя на руках, пока, например, остеопат проводит терапию. Но чтобы так получилось, необходимо искать подход к каждому ребёнку с РАС.
Самое болезненное для детей с расстройством аутистического спектра – это когда кто-то решает их себе подчинить, кто-то решает их "вылечить". Когда есть восприятие такого человека, как будто он сломан. Это дети со сверхчувствительной психикой и с большим уважением к себе, и они его могут продемонстрировать тем, что просто могут замкнуться в своём внутреннем мире, на самом деле они ждут правильного отношения к себе.
Когда появляется такой ребёнок, члены семьи начинают обращаться к глубинным чувствам. И в итоге, чтобы понять такого ребёнка, меняется понимание всех близких. Такие дети часто являются преобразователями целых семей. Не просто так они приходят в этот мир, и чинить их не нужно. Они очень способны к изменениям, если найти правильное отношение к ним.
***
Центр психологической поддержки и психокоррекции