20.04.2024 Поиск на сайте Карта сайта Вид для печати
Smart PR - виртуальное PR-агентство   ЖурналистамПредставителям СМИПР-менеджерам компаний
 Издания  Представители СМИ   PR-менеджеры  Новости   Пресс-релизы  О проекте  Материалы   
Авторизация
   Имя:       
  Пароль: 
  
Регистрация:
- как журналиста -

- как PR-менеджера -

[ напомнить пароль ]
Разделы

 Общественно и политика
 Официальные издания
 Деловые издания
 IT, Интернет
 Телекоммуникации и связь
 Безопасность
 Маркетинг, реклама, PR
 Менеджмент
 Бухгалтерский учет, налоги
 Законодательство и право
 Автомобили
 Спорт
 Путешествия и туризм
 Молодежные издания
 Досуг, стиль жизни
 Издания для женщин
 Армия. Военное дело. Силовые структуры
 Архитектура, строительство, недвижимость, интерьер
 Культура, искусство
 Образование, наука и техника,
 Медицина, здоровье, красота
 Нефть и газ
 Промышленность
 Транспорт
 Сельское хозяйство, пищевая промышленность

Поиск на сайте


Не знаете что посмотреть долгим осенним вечером ? КиноНавигатор подскажет!

Основные механизмы мотивации персонала

Кроме широко известных мотивов, активизирующих трудовую деятельность, обсуждается малоизученный мотив
сохранения доброй памяти о себе в будущем. "Трансляция информации в будущее" (ТИБ)

Сcылка: Современнное управление

Основные механизмы мотивации персонала
Попов В. П., Крайнюченко И. В.
В поведении человека можно увидеть определенные шаблоны, определяемые подсознательными мотивами (потребностями). Мотивация (удовлетворение) этих потребностей является самым сильным средством побуждения людей к определённым действиям. В качестве примера можно привести классификацию потребностей (мотивов) А. Маслоу [1].
1. Физиологические и сексуальные потребности;
2. Экзистенциальные потребности (стабильность, безопасность, уверенности в завтрашнем дне, гарантированность занятости, страхование и пр.).
3. Социальные потребности состоят в привязанности, принадлежности к коллективу, общине, участию в совместной трудовой деятельности, заботе о других, а также вниманию к себе.
4. Престижные потребности складываются из уважения со стороны «значимых» лиц, служебном росте, статусе, престиже, призвании и высокой оценке.
5. Духовные потребности - это самовыражение через творчество.
Первые 2 типа базисных потребностей А. Маслоу назвал первичными, постоянными (врожденными), три остальных – вторичными (приобретенными). Согласно этим выводам главное внимание следует уделять врожденным потребностям, т.к. они присутствуют у всех людей, а вторичные потребности вариативны, случайны, поэтому менее значимы. Тем не менее, А. Маслоу интуитивно уделяет им большое внимание. Покажем, что его интуиция оправдана, «вторичные» потребности (3, 4 и 5), по сути, также являются врождёнными.
Социальная потребности (3), например, принадлежность к группе, обеспечивает безопасность, и возможность добывать пищу, т.е. удовлетворять физиологические потребности. Многие социальные программы поведения рождаются одновременно с человеком. Например, агрессия – это социальная программа, т.к. направлена не на индивида, а на окружающих, но генетически присуща всем социальным существам. Поэтому многие социальные потребности (3), можно обоснованно относить к базовыми, или шаблонным (инвариантным). Сложнее обосновать инвариантность, шаблонность, врождённость потребностей 4 и 5. В настоящей работе мы пытаемся доказать, что вторичные потребности 4 и 5 также являются генетически заданными.
Внимательный анализ спектра человеческих программ поведения [2, 3] типа 4 и 5 позволил нам обобщить их в один класс, в основе которого лежит врожденный инстинкт «репродуцирования индивидуальной информации в будущее» (РИБ). Эта научная инновация требует особого пояснения.
Инстинкт продолжения рода лежит в основе жизни. Жизнь существует миллиарды лет за счет репродукции собственной генетической информации. Половое размножение - это стремление многократно репродуцировать свою генетическую информацию в многочисленное потомство. В стаях животных наиболее «достойный» самец содержит свой «гарем» и борется с конкурентами. Всем известное чувство ревности является ярким примером защиты права распространять только свою генетическую информацию. Человеческая культура и основная масса художественной литературы густо замешана на этой проблеме. Поэтому в древних племенах процветала полигамия, многоженство. Гаремы и сейчас существуют у разных народов. Покажем, что инстинкт репродуцирования своей информации имеет место и в социальном поведении людей.
В большинстве современных государств мотив максимального репродуцирования личной генетической информации потерял актуальность. Борьба за лидерство, за власть уже не преследует цель увеличения количества своих детей. Борьба за лидерство продолжается, но количество детей у президента может быть меньше, чем у простой кухарки. Лидирующее положение в социуме дает возможность распространять свои идеи, мысли, знания, опыт, идеологию, осуществлять архивирование социальных генов (войти в историю), облегчает доступ к средствам массовой информации. Лидеры политических партий чаще появляются на экранах телевизоров, печатаются в прессе. Толпа юнцов шумит в общественном месте, распространяя информацию о своём присутствии.
Ведущие ученые ведут непримиримую борьбу за свои идеи, подавляя конкурентов, не хуже вожаков в стаях копытных, борющихся за право обладать множеством самок. «Звезды» искусства всегда были мастерами интриг. Актерская богема всеми доступными методами распространяет личную информацию, добиваясь популярности, позируя перед толпами «фанатов». Распространено навязывание своей идеологии или религии инакомыслящим и иноверцам. Религии с особой непримиримостью утверждают «истинность» своего учения и борются за «паству».
Умирающий старец завещает потомкам, где и как его похоронить, чтобы помнили. В семьях создаются фотоальбомы о прошлом предков, пишутся мемуары, строится генеалогическое дерево. Проблема отцов и детей возникает на этой же основе. Отцы хотят сохранить информацию о своем опыте жизни, а дети адаптируют её к новым условиям. Можно привести высказывание известного националиста Махно: «Хоть погибнем, зато в историю попадём».
Как видим, у человека главный инстинкт (мотив) размножения совершил бифуркацию. Информация размножается и транслируется в будущее, как по биологическим каналам, так и по социальным. Размножение генетической информации не потеряло актуальности, но значимость социальной информации постоянно возрастает.
Итак, в поведении всех живых существ проявляется мотив умножения своей индивидуальной информации», всегда присутствует стремление распространить информацию не только в существующем социуме, но и в будущем. А. Маслоу неверно считает эти потребности вторичными. Они определяются генетической необходимостью репродукции генов (биологических и социальных).
Если с новой точки зрения вернуться к рассмотрению теории мотивации, то станет ясно, что потребность в уважении и самовыражение относится к инстинкту РИБ. Признание, одобрение, уважение приходит в итоге распространения информации о себе. Самоактуализация, самовыражение, успех отражает мнение (информацию) социума о той информации, которую распространяет индивид Стремление к лидерству, власти вызвано возможностью распространения личных социогенов и облегчения доступа к материальным ресурсам. Справедливость - это модификация чувства ревнивого отношение к успехам коллег или конкурентов, которые в информационной игре достигли большего.
Итак, размножение, ревность, стремление к уважению, власти, почестям, славе, снобизм, гордость, распространение «своей» идеологии, подавление «чужой» идеологии, самореализация, самовыражение, любовь к своей культуре и обычаям являются продолжением всеобщей вселенской тенденции возрастания количества и разнообразия информации [2, 3]. Эти тенденции зафиксированы в генах в виде программ поведения, проявляющихся на бессознательном уровне как мотивы поведения. Большинство мотивов в человеке являются следствием генетической потребности реализации программы распространения своих биосоциальных генов.
Инстинкт РИБ позволяет объяснить многие исторические факты. Владыки строили гигантские сооружения (чудеса света) ради прославления себя в потомстве. Египетские пирамиды были не только усыпальницами, но и культовыми сооружениями (культ личности). Желание в технических инновациях отразить свою индивидуальность, своё имя можно проиллюстрировать такими примерами, как «мерседес», «хенкель», «юнкерс», «макинтош», «галифе», «штуцер» и др. В своё время эти «брэнды» были именами собственными.
Любопытно, но консерватизм, отторжение инноваций является разновидностью проявления закона РИБ. Консервативное поведение осуществляет защиту своей информации от посягательства «чужой». Например, варвары игнорировали «чужую» римскую культуру, которая опередила их уровень развития на тысячу лет. Вандалы уничтожали, разрушали города, не пытаясь использовать их в своё благо. Многие выдающиеся топ – менеджеры разрушили свои фирмы, следуя личному консерватизму поведения. Они самоутверждались, игнорируя мнение специалистов, почивали на лаврах величия, старались не видеть надвигающихся неприятностей, чтобы не нарушить душевный РИБ-комфорт.
Мотивации, связанные с удовлетворением РИБ, широко используются в управлении персоналом. Если человеку предоставить возможность реализации любой из перечисленных программ поведения, то это будет сильной мотивацией (пряником). Работник фирмы может согласиться на повышение в должности даже без повышения зарплаты, ибо это поднимает его информационную значимость. Доска почета служит той же цели. Харизматический лидер удовлетворяет свои потребности через поклонение толпы.
Можно привести примеры использования РИБ и в качестве «кнута». Наказание выражается в лишении возможности реализации «положительной» РИБ. Например, распространение о человеке негативной, ложной информации, сплетен, клеветы, публичное порицание, выговор в приказе, фельетон в СМИ и пр. В Советском Союзе широко использовался приём информационной блокады, когда запрещалась публикация произведений, какого – либо писателя. Шумное поведение школьника в классе преследует цель привлечь внимание сверстников, но удаление его из класса является наказанием, т.к. лишает возможности быть в центре внимания.
Итак, классификация мотивов А. Маслоу нуждается в изменении. Первичными потребностями являются потоки вещества, энергии информации, поступающие на вход живой системы. Поддержка потребностей обеспечивается генетическими программами поведения такими, как жадность, скупость, запасливость, воровство, экономность, чувство собственника, попрошайничество, агрессивность, чувство голода, экспансивность, эгоизм к «чужим», альтруизм к «своим» и др.
На выходе системы находятся очень разнообразные потребности обеспечения «сброса» в окружающую среду «продуктов» жизнедеятельности, в том числе и индивидуальной информации (РИБ), например, потребность в самовыражении, лидерстве, самоутверждении, славе, уважении, продолжении рода, и пр.
Набор мотивов в человеке образно можно представить клавиатурой рояля, любая их комбинация есть новый мотив. Количество комбинаций неисчислимо. Жизненный опыт создает новые комбинации уже имеющихся генетических мотивов.
Литература
1. Управление персоналом: Учебно-методическое пособие. / Сост. В.И. Данилов, Е.А. Китин, Э.Я. Нехвядович. – СПб.: 1996.
2. Попов В.П. Инварианты нелинейного мира. – Пятигорск. Издательство технологический университет. 2005. (Holism.narod. ru).
3. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. - Ростов – на - Дону. СКНЦВШ. 2003. (Holism.narod. ru).


( написано 29.05.2009,   опубликовано 29.05.2009)

   © 2004 - 2010, Андрей Акопянц Designed by LK